КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ХОРОШИЙ БАС В КИНОЗАЛЕ ИЛИ КОМНАТЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ?

"...Купил самый мощный сабвуфер.

Включил дома - баса нет...!"

ДОМАШНИЙ САБВУФЕР - ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО?

Комплект встраиваемых сабвуферов с усилителем BG Radia
Комплект встраиваемых сабвуферов фирмы BG Radia

Настройка домашнего кинотеатра включает в себя важную часть - согласование и оптимизация работы сабвуферов с акустическими системами и помещением. Сегодня описано немало методик, которые рекомендуют различные способы настройки сабвуферов, в помещении домашнего кинотеатра в квартире или специально-выделенное под кинозал.

 

Многие производители сабвуферов, встраивают в свои "топовые" модели различные процессоры автоматической настройки, под параметры помещения, с учетом местоположения сабвуфера, которые упрощают вопрос настройки домашнего сабвуфера, но часто не решают главные задачи получения качественного баса, лишь компенсируя "неудачное" расположение сабвуфера, относительно слушателя. При этой компенсации теряется и мощность и плотность баса! 

 

В этом кратком очерке, мы расскажем преимущества использования нескольких сабвуферов, для получения равномерного и качественного баса, как для стерео систем, так и для высококачественного домашнего кинотеатра. Тип сабвуферов не имеет значение, но имеет значение "однотипность" используемых моделей, которые должны иметь идентичные параметры с малым разбросом. Размеры сабвуферов тоже имеют значение  (желательно минимальные, при сохранении качественных характеристик -  высокая отдача при нормированных искажениях), для минимизации занимаемого пространства в комнате.

ВЛИЯНИЕ КОМНАТЫ НА КАЧЕСТВО БАСА

Характеристика сабвуфера в свободном поле
Рис.1

На рис. 1 показан "идеальный" случай, когда сабвуфер находится в свободном пространстве и мы слушаем только прямой звук, без вмешательства помещения.

 

Большинство сабвуферов в таких условиях покажут равномерную характеристику звукового давления, что гарантирует хороший, равномерный бас, во всем нижнем диапазоне частот.


Характеристика сабвуфера в помещении с двумя слушателями
Рис.2

На рис. 2 показан "реальный" случай, когда один сабвуфер находится в помещении и мы слушаем, в большей части, отраженный от стен, полов и потолка низко-частотный звук, с полным набором основных резонансов помещения, которые резко изменяют характеристику звукового давления в месте прослушивания, в зависимости от положения слушателя и сабвуфера.

 

Обратите внимание, что два слушателя, которые имеют разные места расположения, относительно сабвуфера, слышат разный бас, со своих мест (см. на рис. 2 красную и белую характеристику звукового давления).


РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР

Характеристика сабвуфера в помещении с тремя слушателями
Рис.3

На рис. 3 показана комната одного из ведущих журналов по домашнему кино. Слушательские места и соответствующие АЧХ слева имеют тот же цвет.

 

Эквализация зеленой АЧХ (47Гц, 57Гц) для центрального слушателя, ухудшит голубую и пурпурную АЧХ для боковых слушателей и качество баса в соответствующих местах будет ещё хуже, чем до эквализации.


Очевидно что общая эквализация не улучшает звук для системы один субвуфер – три слушателя, даже если она основана на «умном» усреднении АЧХ по пространству. Такая эквализация не оказывает эффекта на резонансы комнаты, поскольку она действует на общем электронном уровне.

Влияние комнаты на характеристику сабвуфера
Рис. 4

На рис. 4 можно посмотреть как комната изменяет "идеальную" характеристику сабвуфера, измеренную в открытом пространстве.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С БАСАМИ В ТАКОЙ КОМНАТЕ.?

Ответы на этот вопрос очевидны:

  • Сильные резонансы комнаты "генерируют" однотонный бас, изменяя его структуру;
  • Уровень звука и его качество (равномерность АЧХ) варьируются от места к месту.

 

Можно обозначить три критерия по оценке качества баса в комнате:

  1. Ровная и расширенная АЧХ в точке прослушивания с неравномерностью +/-3dB (желательно);
  2. Минимальная вариация АЧХ от места к месту (что делает глобальную эквализацию возможной и полезной для системы со многими слушателями);
  3. Высокая отдача системы в диапазоне 20-80Гц (уровень, количество басов).

Эти критерии часто не коррелированы, а в некоторых ситуациях, даже взаимоисключаемы. Правильный и профессиональный подход к установке и настройке сабвуферов, очень важен для выбора наилучшего решения для конкретного клиента. Все три критерия качества баса должны быть рассмотрены и понятны.

 

Можно поставить один субвуфер в определенный угол. Это приведет к возбуждению почти всех резонансов комнаты и повысит общий уровень баса, но тональный баланс и согласованность уровня звука от места к месту будет плохой. В редких случаях, когда есть только один слушатель, которому важно качество звука и который будет сидеть всегда на одном месте достаточно установить один субвуфер в угол и использовать эквализацию, но малейшее отклонение слушателя от настроенного места (+/- 30 см.), приведёт к изменению характера баса.

 

Для тех пользователей, которые ставят качество басов выше их количества и предпочитают иметь качественный звук в более широкой зоне, решение с одним сабвуфером не является настолько очевидным.

 

Нужно признать тот факт, что снижение влияния резонансов комнаты, всегда улучшает качество воспроизведения баса и поэтому, в любой системе, первый шаг к качественному басу – снижение модальных резонансов комнаты.

 

Типичные средства снижения комнатных мод и их недостатки представлены

в Таблице 1:

Методы коррекции комнатных мод Основные недостатки
Звукопоглотители на стенах и потолке
Малая эффективность на низких частотах в тонких конструкциях поглотителей, уменьшение энергетики баса, при большом коэффициенте поглощения
EQ + оптимизация позиции субвуфера и слушателя
Разное качество баса от места к месту, эффективная работа EQ только для одного места с ограниченным пространством
Акустические резонансные поглотители Не практичны по размерам (громоздки), дороги в эффективном исполнении, трудно настраивать (нужны измерения в комнате с высоким разрешением), уменьшение энергетики баса на частоте поглощения резонатора при неточной настройке

Как видно из таблицы, методы коррекции комнатных мод, для улучшения структуры баса, различны и каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Комплексная коррекция решает большую часть проблем, но как правило, достаточно "большой" ценой. Напрашивается вопрос - есть ли практичные решения, дающие надёжные и повторяемые результаты, в решении проблем комнатных мод? Ответ однозначен - использовать несколько идентичных сабвуферов!

КОНТРОЛЬ КОМНАТНЫХ МОД НЕСКОЛЬКИМИ САБВУФЕРАМИ

Комнатные моды при одиночном размещении сабвуфера
Рис. 5

На рис. 5 изображены слушатели, которые из-за разных положений прослушивания , попадают на разные сочетания комнатных мод. Уровни различия звукового давления для случая А, представлены в Таблице 2 (колонка А) и как видно из таблицы, различия по уровням четных и нечетных мод достигают 6-18 дБ, на, достаточно близких друг от друга, местах прослушивания. 


Комнатные моды с двумя сабвуферами
Рис. 6

На рис. 6 представлен вариант с двумя сабвуферами, расположенными на противоположенных стенах (или углах) комнаты. Нечетные моды комнаты, с противоположной полярностью на противоположных стенках, компенсируются при использовании двух субвуферов и отличия УЗД по местам значительно уменьшается. В этом случае можно применять общую эквализацию комнаты, даже при нескольких слушательских местах. Результаты различий УЗД представлены в Таблице 2 (колонка В).


Таблица 2. Различия УЗД (уровня звукового давления дБ) для разных слушателей, при включении одного и двух сабвуферов

Таблица отличия УЗД (уровня звукового давления) по разным местам слушателя

Из Таблицы 2 видны различия уровней звукового давления для случая А (один сабвуфер) и случая В (с двумя сабвуферами). В последнем случае происходит компенсация нечетных комнатных мод, в той степени, какой позволяет идентичность параметров двух сабвуферов, и идентичность параметров ограждающих конструкция (стен, пола, потолка).


НАЧАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ СИСТЕМЫ С НЕСКОЛЬКИМИ САБВУФЕРАМИ

Обширные исследования по использованию нескольких сабвуферов, в типичных прямоугольных комнатах, при типичном расположении мест, показали, что следующие конфигурации дают наилучшие результаты.

ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ДВУХ САБВУФЕРОВ

Варианты размещения 2-х сабвуферов

Первые три рекомендации универсальны и подходят для любых помещений. Вы можете расположить субвуферы близко от этих позиций по практическим или другим причинам. Лучше всего использовать измерения в конкретной комнате для последующей оптимизации и подтверждения результатов.

Используйте последние две конфигурации, только если измерения показывают приемлемые результаты...!


Если комната не прямоугольная используйте измерения и попробуйте размещение в разных углах или в середине противоположных стен.

ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ЧЕТЫРЁХ САБВУФЕРОВ

Варианты размещения 4-х сабвуферов

Это общие рекомендации. Вы можете расположить субвуфреы близко от этих позиций по практическим или другим причинам. Лучше всего использовать измерения в конкретной комнате для последующей оптимизации и подтверждения результатов.

 

Если комната не прямоугольная используйте измерения и попробуйте размещение в разных углах или в середине противоположных стен.

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОДНОГО И НЕСКОЛЬКИХ ОДНОТИПНЫХ САБВУФЕРОВ

НЧ АЧХ для различных конфигураций сабвуферов
Рис. 7

На Рис. 7 показаны низко-частотные (НЧ) амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) для различных вариантов установки одного и нескольких сабвуферов для Рис. 8 (см. ниже).

 

Коричневая кривая с одним сабвуфером имеет сильный провал на частоте 64 Гц и большую неравномерность АЧХ в диапазоне от 50 до 100 Гц. 

 

Фиолетовая кривая для варианта размещения с двумя сабвуферами. Значительно улучшена равномерность АЧХ и устранены провалы, значительно ухудшающие плотность баса.


Зелёная кривая с четырьмя сабвуферами, еще более равномерная по сравнению с фиолетовой линией и показывает значительный рост звукового давления (примерно на 6 дБ), качественного и равномерного баса в зоне слушателя!

Схема размещение одного и нескольких сабвуферов
Рис. 8

Выводы очевидны и говорят сами за себя!

Для получения качественного баса, в вашем домашнем кинозале или комнате прослушивания:

  • Используете четное количество, идентичных сабвуферов (2, 4, 8 - в зависимости от объема помещения и мощности сабвуферов) с симметричным расположением, относительно ограждающих конструкций для компенсации нечетных комнатных мод (см. приведённые схемы расстановки);
  • Делайте предварительные замеры УЗД (уровня звукового давления) в точке прослушивания, на частотах работы сабвуферов, для более точного прогнозирования результатов.

Для реализации подобной концепции подходят любые одинаковые сабвуферы, но  наиболее качественная и компактная сабвуферная система, получается при использовании сабвуверов с технологией THX Balanced Bass-Line (сбалансированная бас-линия). Подробнее о приемуществах этой технологии и моделях сабвуферов можно ознакомиться здесь >>>

 

Купить BG Radia BGX-S6B и BGX-S12B можно в нашем интернет-магазине здесь >>>

 

Николай Федоров,

nik@airfon-media.ru

НАШИ УСЛУГИ ПО НАСТРОЙКЕ САБВУФЕРОВ И КОРРЕКЦИИ БАСА

  • Акустическое проектирование кинотеатров и комнат прослушивания
  • Компьютерное моделирование и оптимизация расположения акустики и слушателя
  • Профессиональные измерения параметров сигнала и помещения в зоне прослушивания, для прогнозирования и коррекции "энергетических" свойств баса
  • Оптимизация размещения нескольких сабвуферов с параллельным измерением результатирующей НЧ АЧХ в зоне прослушивания
  • Электронная эквализация звуковой системы под помещение прослушивания
  • Подбор и продажа высококачественных сабвуферов ведущих производителей
  • Акустические материалы и модули для коррекции баса

Яндекс.Метрика

ВСЕ ДЛЯ КИНОЗАЛА И СТЕРЕО!

НОВОСТИ, СТАТЬИ

"Угловая акустика"
Мечта инсталлятора
AM-CorneredAudio.pdf
Adobe Acrobat Document 402.9 KB

Готовые комплекты акустических материалов и модулей для коррекции акустики помещения, без сложного комплекса измерений, от фирмы MSR Acoustics (США). 

БАЗА ЗНАНИЙ!

КОНТАКТЫ

Консультация, бесплатный выезд на объект:

Телефон: +7 (495) 215-02-17

info@airfon-media.ru